
Строительство в Китае первого атомного авианосца
Японское издание Sankei Shimbun и данные спутниковой разведки, указывают на высокую вероятность начала строительства в Китайской Народной Республике первого авианосца с атомной энергетической установкой.
Работы ведутся на судостроительном предприятии в г. Далянь (пров. Ляонин) — главной верфи ВМС НОАК, ранее использовавшейся для постройки авианосцев «Шаньдун» и «Фуцзянь».
Параллельно фиксируется масштабное расширение военно-морской и авиационной инфраструктуры в районе г. Циндао (пров. Шаньдун), что позволяет предположить подготовку к вводу в строй четвёртого авианосца и формирование для него полноценной авианосной ударной группы.
В случае подтверждения данных, речь идёт о переходе ВМС НОАК на качественно новый уровень — от регионального авианосного присутствия к устойчивым возможностям океанского проецирования силы.
Признаки строительства атомного авианосца
1. Судостроительные работы в Даляне
С февраля 2025 г. на стапеле верфи Dalian Shipbuilding Industry Company отмечена установка стапельных опор длиной свыше 270 м, что соответствует корпусу авианосца крупного водоизмещения.
На спутниковых снимках от ноября 2025 г. зафиксированы фрагменты корпуса длиной порядка 150 м и шириной около 43 м, находящиеся на ранней стадии сборки.
2. Важный индикатор ядерной энергетической установки
Внутри корпуса обнаружены два прямоугольных конструктивных элемента размером примерно 16 × 14 м. Аналогичные элементы отсутствовали при строительстве обычных авианосцев КНР, но полностью соответствуют отсекам размещения реакторных защитных корпусов на атомных авианосцах ВМС США (по сопоставлению с верфью Newport News Shipbuilding).
Данный признак рассматривается как основной аргумент в пользу атомного характера строящегося корабля.
Подготовка инфраструктуры базирования
1. Военно-морская база Циндао
В районе главной военно-морской базы ВМС НОАК в Циндао ведутся следующие работы:
- расширение причального фронта под крупные надводные корабли;
- строительство объектов размагничивания, характерных для базирования авианосцев и кораблей охранения;
- модернизация береговой инфраструктуры для обслуживания соединений океанской зоны.
С учётом того, что авианесущий корабль «Ляонин» уже использует Циндао как один из пунктов базирования, вероятно, новая инфраструктура ориентирована именно на 4-й авианосец.
2. Палубная авиация
Вблизи Циндао создан новый авиационный объект, включающий:
- тренажёры палубной посадки;
- ангары и стоянки для палубных истребителей.
Данные элементы указывают на системную подготовку авиакрыла нового авианосца, включая лётный и технический состав.
Атомная энергетическая установка обеспечивает корабля даёт Китаю практически неограниченную дальность плавания и значительно увеличивает время непрерывного нахождения авианосной группы в море.
Усиление активности за пределами первой островной цепи
Китай получает возможность более регулярно действовать:
- в Восточно-Китайском море;
- в районе Тайваня;
- в западной части Тихого океана вплоть до второй островной цепи.
Повышение нагрузки на системы разведки и контроля
Длительное присутствие авианосной группы КНР потребует от противников постоянного морского и воздушного наблюдения, что ведёт к росту напряжённости и рисков инцидентов.
Прогноз
Краткосрочный на период 2025–2027 гг.: скрытное продолжение строительства, активизация подготовки лётного состава и кораблей охранения.
Среднесрочный конец 2020-х — начало 2030-х гг.: спуск на воду и достройка атомного авианосца, формирование авианосной ударной группы нового типа.
Долгосрочный: закрепление КНР в статусе океанской военно-морской державы с возможностью постоянного авианосного присутствия в Тихом океане.