
Миф: нейросети — это отличный помощник в получении образования.
Как на самом деле: Чтобы понять реальное влияние нейросетей на современный образовательный процесс и спрогнозировать последствия, нам, как ни парадоксально, стоит обратиться к прошлому. И начать стоит с буквально доисторических времён.
Дело в том, что само появление человечества как вида — это результат пути «эволюционных неудачников» длинною в десятки миллионов лет. Наши далёкие предки постоянно испытывали сложности со средой обитания. Виной тому могли быть как климатические изменения, так и проигрыш в конкурентной борьбе с другими видами.
В результате постоянных приспособлений и появился вид, который буквально сумел перевернуть правила игры: вместо постоянного приспособления к условиям среды человек научился изменять эту среду под себя. Достаточно выглянуть в окно и убедиться: мы живём в искусственно созданном мире. Да и этот текст вы читаете с экрана устройства, которое создано отнюдь не дикой природой.
Но возможным всё это стало не само по себе, а в результате преодоления огромного количества трудностей. И эти трудности, о масштабах которых мы можем никогда в жизни не задуматься, преодолеваются ежедневно, ежечасно и ежесекундно стараниями миллионов людей, имеющих для этого специальные навыки, полученные ими в результате образования.
Вот только сам образовательный процесс — это тоже преодоление трудностей. По сути, человек делает над собой усилие, чтобы усвоить и запомнить знания, получить навык их применения. Если упростить, то задачи, встающие перед индивидом в процессе образования, делятся на три типа:
можно выполнить самостоятельно;
можно выполнить с чьей-то помощью или под чьим-то руководством;
невозможно выполнить.
Первые не несут никакого развития — методы решения этих задач уже освоены. Вторые — те самые трудности, преодоление которых и даёт нам какие-либо навыки. То есть, эти задачи для нас сложнее, чем те, решать которые мы способны, но помощь со стороны позволяет нам с ними разобраться и превратить их в первые. Таким образом, с новыми знаниями и навыками, мы приступаем к решению задач третьего типа, которые уже переходят во второй.
Именно на этом и построена та же школьная программа: постепенно. Год за годом, при помощи учителей мы получаем всё новые знания, отрабатывая их самостоятельно. И если в 1 классе задача для шестого казалась нам чем-то невозможным, то для усвоившего программу одиннадцатиклассника она будет чем-то несерьёзным и лёгким.
Тут-то и вступают в дело нейросети. Ещё совсем недавно результат их работы позволял однозначно сказать: это сделано не человеком. Такое положение дел буквально заставляло обучающихся перепроверять и корректировать результаты генераций, используемых ими для облегчения учебного процесса. Теперь же, согласно исследованиям 2023 года, нейросети способны выдавать результаты на уровне обыкновенного троечника. И их развитие продолжается.
Таким образом, у обучаемых пропадает какая-либо мотивация к самостоятельной работе. Достаточно лишь списать сгенерированный ответ. То есть, нет никаких усилий, преодоления трудностей а, значит, нет и процесса обучения.
Это вовсе не означает, что все подменяют учебный процесс ответами ИИ. Определённая доля тех, кто добросовестно получает знания будет всегда. Как всегда были и те, кто получает не образование, а документ о его наличии, реальными знаниями не подкреплённый.
Главная проблема в доступности инструментов, позволяющих «проскочить» образование, то есть — не развить навыки запоминания и анализа информации, критическое мышление. А потому одной из главных задач образования становится обучение человека правильному и эффективному взаимодействию с искусственным интеллектом. Иначе наш вид ждёт деградация.
Понравился формат? Тогда ставьте 💯, чтобы увидеть больше разборов различных мифов в нашем канале!