
Приключения газовых фонарей
Объектами культурного наследия могут быть не только произведения архитектуры и искусства, но и, например, такие неотъемлемые части городского пейзажа, как фонари. Да – раритетные газовые светильники, установленные более полутора веков назад в Петербурге на первом постоянном мосту через Неву.
🔹 18 ноября 1842 Николай Первый издал указ о строительстве в столице империи Благовещенского моста, соединяющего Васильевский остров с Английской набережной. В то время горожане, преодолевая реку, использовали только так называемые наплавные мосты — временные сооружения, крепившиеся на плавающих опорах: баржах или плотах.
Благовещенский призван был стать первым стационарным мостом столицы. И, разумеется, выглядеть он должен был великолепно, поражая всех своей красотой.
🔹 За внешний вид и надежность моста отвечал инженер Станислав Кербедз, которому поручили разработку проекта. За художественное оформление – архитектор Александр Брюллов, придумавший, в частности, эффектные чугунные перила. А вот газовые светильники – многогранные застекленные фонари на стойках в виде колонн коринфского ордера – были изготовлены по проекту прапорщика Цветкова.
🔹 После открытия в 1850 году, отлитые из чугуна фонари-торшеры, украшали и освещали Николаевский мост (с 1855 года Благовещенский) и съезды с него вплоть до капитального ремонта переправы в 1913 году. Не соответствующие новой конструкции моста светильники было решено перенести в другое место. Так они оказались у Главного штаба и у ограды Летнего сада. А в 1934 году фонари использовали в освещении мемориала «Борцам революции» на Марсовом поле.
💡 Несколько лет назад они были тщательно отреставрированы и сейчас светят городу во всем своем теперь уже электрическом великолепии. При этом специалисты решили оставить фонари советского типа, сохранив мягкий желтый свет.
#газификация #история #Санкт_Петербург