Сценарная мастерская Александра Молчанова
Вопрос: Какую длину пьесы считать оптимальной для дебюта?
Если говорить в цифрах, то золотой стандарт для первой пьесы - один акт, продолжительностью от 40 минут до 1 часа 15 минут. Это примерно 20-40 страниц стандартного формата (1 страница = 1 минута сцены). Почему именно так?
1. Экономия сил. Ты учишься ходить. Не беги сразу марафон. Короткая пьеса - это спринт. Ты можешь сконцентрироваться на качестве: отточить диалоги, выстроить напряженный ритм, дать яркий, но не размытый финал. В полнометражной пьесе (2+ часа) начинающий часто «плывет»: второстепенные линии разрастаются, диалоги становятся вязкими, середина провисает. Сравни это с рассказом и романом. Начни с рассказа.
2. Шанс быть замеченным. Мир театра прагматичен. Худрукам, фестивалям, лабораториям проще и менее рискованно взять в работу короткую вещь от неизвестного автора. Ее дешевле поставить, ее можно сыграть в сборном вечере, ее легче читать и оценивать. Твоя пьеса на 30 страниц - это визитная карточка. Она кричит: «Смотри, я умею создавать законченную историю с мощным драматургическим ударом!». Пьеса на 90 страниц, наполненная водой, шепчет: «Я еще не научился себя редактировать».
3. Фокусировка на главном. В одноактной пьесе нет места для «лишних» сцен. Каждая реплика, каждая пауза должны работать на сквозное действие, на раскрытие конфликта. Это бесценный навык. Ты учишься быть жестким к собственному тексту. Спроси себя: «Что случится, если я вычеркну эту сцену?». Если ничего - вычеркивай без жалости. Эта «хирургия» - основа нашего ремесла.
А теперь – житейский совет, который не пишут в учебниках.
Представь, что ты не драматург, а зритель. Сидишь в зале и смотришь сборный спектакль из трех коротких пьес. Две первые - скучноваты, действие вялое, диалоги пресные. А потом начинается твоя пьеса. У тебя есть ровно 40 минут, чтобы этот зал положить на лопатки. Чтобы люди в конце выдохнули, зааплодировали и спросили: «А кто этот автор?».
Вот твоя задача. Не написать «Войну и мир» для сцены. Написать такой концентрат жизни, эмоций и смысла, который уложится в один акт, но будет звучать в головах зрителей еще сутки.
Поэтому бери не длиной, а плотностью. Не объемом, а накалом. Сожми свою историю в кулак и бей точно в цель. Сделай так, чтобы после твоей 40-минутной пьесы кто-то из зрителей сказал: «Как жаль, что она так быстро закончилась». Это и есть лучший комплимент и главный показатель того, что длина выбрана оптимально.
ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "ПЬЕСА":
https://www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21
СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!